01 02 03 04 05
Главная Новости Публикации Фотографии Контакты Выборы

Мимолетная регистрация

Около 2 тысяч кандидатов в депутаты пытались зарегистрировать на муниципальных выборах петербургские оппозиционеры. Примерно 1,5 тысячи смогли "пробиться" в ИКМО. Из них около 400 человек уже получили отказ в регистрации. А на каждого оставшегося в региональном законе о выборах старательно расставлены капканы юридической неоднозначности и двусмысленности, которые при желании позволяют "выкосить" из предвыборной гонки любого.

Весь такой противоречивый

- Причину, по которой нам отказали в регистрации, нам пока не сообщили. В официальном уведомлении сказано только, что "представленные кандидатом документы не соответствуют статье 22-26 закона Санкт-Петербурга о выборах муниципальных депутатов…". Но у нас все соответствует, - рассказывает ЗАКС.Ру кандидат в депутаты МО Юнтолово от "Справедливой России" Татьяна Бушкова. - В четверг мы идем в суд.

Представленные эсерами документы действительно не могут соответствовать статье 22 закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов…". Это невозможно, поскольку данная статья противоречит сама себе.

В пункте 3 статьи 22 говорится, что в "избирательную комиссию должны быть представлены сведения об…. источниках доходов кандидата, об имуществе…, о вкладах в банках. Указанные сведения представляются по форме согласно Федеральному закону". А в пункте 6 говорится, что "документы, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, представляются в окружную избирательную комиссию… в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования". При этом наличие некой формы для сведений о доходах, которая устанавливается решением ИКМО, а не федеральным законодательством, противоречит этому самому федеральному законодательству: данные формы нужно брать именно в ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав…".

Практически все собеседники ЗАКС.Ру сходятся на том, что под "формой" в статье 6 нужно читать "формат". То есть, что кандидаты подают документы в машиночитаемом формате, определенном решением ИКМО. Например, в "ворде" или "блокноте". И оснований для беспокойства нет. Соответственно, никакой специальной формы, насколько известно ЗАКС.Ру, ни в одной комиссии кандидатам не давали, а лишь отмахивались от них со словами "присылайте по почте" или "приносите на диске".

Однако именно так – что подвоха нет - думал, например, кандидат в депутаты МО Коломна Анатолий Матвеев, когда "скачивал" на сайте муниципалитета образец подписного листа. А теперь напротив его фамилии на сайте Горизбиркома беззаботно красуется надпись "отказ в регистрации". И отказали Матвееву именно на том основании, что в форме его подписного листа содержались грубые ошибки: отсутствовали название совета и дата выборов. Теперь кандидат пытается доказать в суде, что в заблуждение его ввела комиссия Коломны. Однако, во-первых, вряд ли ему это поможет, а во-вторых, далеко не факт, что он это докажет. Сразу после того, как Матвееву отказали в регистрации, неправильную форму с сайта удалили. И вскоре выяснилось, что ИКМО решений об утверждении данной формы вообще не принимала.

- Для Коломны это традиционная уловка. Чуть ранее на сайте они публиковали форму уведомления о выдвижении, в которой не была предусмотрена графа для указания места жительства. За такую форму уведомления тоже сразу бы сняли, - рассказал ЗАКС.Ру кандидат в депутаты МО Коломна Федор Горожанко.

Поэтому несколько преждевременно полагать, что законодатель в лице депутата Сергея Соловьева исключительно по простоте душевной перепутал слова "форма" и "формат", когда составлял 22 статью своего закона о выборах. Вопрос лишь в том, воспользуется ли кто-то из "икмошных" махинаторов данной лазейкой или остановит свой выбор на других "дырах" в документе.

Изменчивость формы

Например, в статье 48 регионального закона сказано, что "порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования".

О том, насколько добросовестно избирательные комиссии доводят до кандидатов свои решения и принятые ими формы документов, мы знаем, например, по МО №65. Там на протяжении 4-х дней конкуренты действующих депутатов стояли у закрытых ворот совета и через решетку с помощью телеобъектива пытались разглядеть, что написано на объявлении у входной двери. На бумажечке, в строгом соответствии с законом, был прикреплен адрес ИКМО. Конечно, кандидаты могли не мучиться и не раздувать скандал, а прочитать все необходимое в спецвыпуске "Муниципального вестника МО №65". Благо депутаты не спрятали его, а честно вывесили на уличный стенд. Вот только сразу после этого кто-то добросовестно закрасил абсолютно весь стенд синей краской, по избранным местам поверхности "пройдясь" баллончиком несколько раз.

Поэтому к мысли о том, что если вдруг какая-нибудь ИКМО установит нестандартную форму финансовой отчетности, то она сразу же сообщит об этом всем заинтересованным гражданам, можно относиться с известной долей скепсиса.

При этом нужно помнить, что комиссии вовсе не обязательно сразу отказывать в регистрации. Можно потянуть время, зарегистрировать желающего баллотироваться, чтобы он уже точно не смог исправить документы и подать их заново, а потом "натравить" на него одного из технических кандидатов, коих ведут на выборы все бывалые муниципалы.

В отличие от "машиночитаемой формы", "отбиться" в суде от претензий по данной статье оппозиционерам будет довольно сложно. Поскольку право ИКМО устанавливать формы финансовой отчетности прописано в пункте 12 статьи 58 67-го ФЗ.

Невсплывающая подсказка

Еще одна опасность, связанная с финансовыми документами, подстерегает кандидатов в специальном "Порядке ведения избирательных счетов…", утвержденном Горизбиркомом 10 июня 2014 года. Так, в нем говорится, что "при внесении собственных средств… кандидат указывает в платежном документе фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и делает запись "Собственные средства кандидата". То есть при любой финансовой операции, связанной с избирательным счетом, кандидат должен проконтролировать, чтобы все перечисленные сведения были указаны на чеке, который ему выдают в Сбербанке. Прописывать их нужно "от руки": в чеке они не пропечатываются.

Иногда операционисты сами говорят кандидатам, что они должны написать на чеке ФИО, паспортные данные и т.д. Иногда не говорят.

- В банке у нас только спросили индекс и адрес. Ничего писать не говорили – рассказывает ЗАКС.Ру Татьяна Бушкова.

Ее слова подтверждает руководитель юридического управления петербургского отделения эсеров Вячеслав Плахотнюк.

- Сбербанк ответственности за это не несет. Ответственность возложена на кандидата. Операционист может ему ничего и не подсказать, - констатирует Плахотнюк.

Требование указывать на чеках из Сбербанка дополнительные сведения существовало и раньше. Если же эти сведения не указаны, платежный документ считается оформленным с нарушением закона. Соответственно, с нарушением закона сформирован фонд кандидата, с нарушением проведены операции, например, по оплате подписных листов. Все это может закончиться снятием кандидата.

Впрочем, регистрации кандидат может лишиться, даже если проконтролировал, что в платежных документах указаны все необходимые сведения.

- Сбербанк ведет себя странно. Где-то берут комиссию за перевод денег. В Балканском, например. Есть даже чек, где прописана комиссия. Еще есть такая хитрость Сбербанка. Человек кладет 100 рублей и хочет их безналом перевести на счет типографии (петербургский закон, в отличие от федерального, позволяет осуществлять оплату только безналичным способом – прим. ЗАКС.Ру). А Сбербанк их не переводит сразу, а сначала снимает. Получается, что человек расплачивается уже наличными. Это прямое нарушение регионального закона. У нас такая ситуация произошла с целой командой кандидатов в Балканском. Скорее всего, это будет основанием для снятия, - рассказывает ЗАКС.Ру начальник штаба коалиции "Силы добра" Кирилл Чистяков. - Хотя банк ошибку признал и даже дал кандидату бумагу, что это его (банка) вина.

Характерно, что в методической рекомендации по контролю за избирательными фондами кандидатов, выпущенной Горизбиркомом 24 июня 2014 года, говорится, что "первичные финансовые документы должны содержать… наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица". То есть, если операционалист Сбербанка забудет подписаться на чеке, он нарушит закон и, тем самым, поставит под удар кандидата.

Раздвоиться сборщиками

Еще одна неожиданность для кандидатов может таиться в протоколах об итогах сбора подписей. В пункте 11 статьи 25 регионального закона говорится, что "кандидат… составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования". То есть ситуация здесь аналогична формам финансовой отчетности, описанным выше.

Отказы в регистрации из-за "комбинаций" с формами "подписного" протокола уже есть.

- Мы столкнулись с нарушениями закона, связанными с итоговыми протоколами, в МО №75, в Северном, в Острове Декабристов. В 75-м двум нашим кандидатам отказали из-за того, что они не заполнили список сборщиков подписей. А они собирали сами, они не обязаны его заполнять! – возмущается в беседе с ЗАКС.Ру Кирилл Чистяков.

Пункт 16 статьи 37 федерального закона запрещает требовать у кандидатов список сборщиков, если подписи они собирали сами.

- Еще есть вторая уловка. Кандидат оформляет итоговый протокол и список сборщиков одним документом на двух листах и скрепляет их степлером. Подписывает в самом конце, на втором листе. В комиссии эти листы раскрепляют, и получается, что первый лист не подписан. После этого кандидату говорят: "У вас не подписан протокол". И на этом основании отказывают в регистрации, - рассказывает Кирилл Чистяков. - Так было с двумя нашими кандидатами в Северном и одним в Острове Декабристов.

Источник: Муниципал ЗакС.ру

НАЗАД

 
Яндекс.Метрика